Яндекс.Метрика
Воскресенье, 26 Апрель 2015 22:45

1 апреля - Международный День птиц

Оцените материал
(2 голосов)

Автор:

Канеева Ильмира Александровна, методист МКУ информационно-аналитического центра образования города Ростова-на-Дону, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону.

Возрастной диапазон: дошкольники, учащиеся 1–7 классов.

Изучаемые элементы содержания:

понятия: перелетные и зимующие виды птиц, элементы поведения птиц, голоса птиц, многообразие птиц.

Для проведения урока необходимы:

интерактивная доска, музыкальный центр, головные уборы, цветные карандаши.

eco01 pic01

Место проведения урока:  обучающиеся МБОУ гимназии № 36 провели урок на базе МАДОУ № 199.

Галерея изображений:

eco01 pic02

Описание:

1 апреля весь мир отмечает Международный День птиц с 1894 года.

Еще в царской России была организована охрана птиц, к началу XX века этим делом занималось уже несколько десятков организаций. В их числе — орнитологический комитет при Русском обществе акклиматизации животных и растений, постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе, Российское общество покровительства животным, основанное в 1865 году.

В городах открывались и детские организации — так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей, носивших на головных уборах эмблему — летящую ласточку.

В центре развития ребенка, детском саду № 199 состоялся урок, посвященный этому событию с участием обучающихся МБОУ гимназии № 36.

В рамках урока обучающиеся МБОУ гимназии № 36 показали представление для родителей и ребят из МАДОУ № 199. После представления школьники разделили дошкольников на команды для участия в творческих и интеллектуальных конкурсах, которые были организованы в форме «вертушки» (задания выполнялись на определенных станциях по маршрутным листам), а по окончании урока совместно с родителями сделали скворечники из деталей, которые были заранее подготовлены обучающимися МБОУ гимназии № 36.

По итогам праздника выбран лучший скворечник и победители были награждены дипломами и призами.

Все скворечники были вывешены на приусадебном участке детского сада.

 Приложения:

Текстовые материалы:

Вед.I:

(Разворачивает свиток - лист ватмана)

Люди! Велено до вас

Довести сейчас указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой весной

Каждый год сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Выходить на праздник

Вед.II: Здравствуйте, ребята!

Поздравляем Вас с весенним праздником, Днем птиц. Каждый год вес­ной мы по традиции проводим День птиц.

По старинно­му русскому обычаю пекут жаворонков, чтобы они весну закликали. В прежние годы с раннего утра продавали их на торгах и около церквей, и все выходили кликать весну.

В этот день выпускали на волю тех певчих птиц, которых держали зи­мой дома. В Ростов пришла весна, возвращаются с юга птицы. Ребята, а знаете ли Вы какие к нам птицы прилетают? (Ребята отвечают). И к нам на праздник прилетели пернатые друзья.

(Танец)

В любое время года, весной и осенью, летом и зимой, в парках и скверах нашего города мы видим и слышим птиц. Давайте сейчас послушаем с вами птичьи тре­ли. А Ваша задача, ребята, узнать, какая птица так поет (звучат записи голосов птиц).

1-й ведущий

По красоте и яркости оперения птицы могут соревноваться с цветами. А их пение! Разве можно представить весенний парк, лес без пения птиц. Птицы бывают строителями - они сооружают гнезда из травинок, пуха, глины.

2-й ведущий

Они и санитары - очищают лес, сады от жуков, личинок

1-й ведущий

Птицы - врачи, они спасают деревья от гибели. Самый известный лес­ной доктор - дятел.

2-й ведущий

Птицы - садоводы. Участвуют в распространении семян и плодов различных деревьев.

(На сцену выходят актеры в масках птиц).

Ворон: На сейм весенним днем слетелись как-то птицы,

Кто станет королем — хотели сговориться;

И порешили так: владыкой будет тот,

Кто сможет выше всех подняться в небосвод.

Взлетели. Выше всех орел подняться смог,—

Но маленький и хитрый грач

Сел на спину к орлу и тихо там скрывался.

Орел уже вступить в права свои собрался,

Смотря на прочих птиц с огромной вышины...

Тут хитрый грач взлетел с его спины

И громко закричал:

Грач: Я — выше, чем орел,

И только я могу

На птичий сесть престол!

Ворон: Но хитрость та грача была раскрыта вскоре;

И гневный приговор был слышен в птичьем хоре.

Птицы: «Казнить его,

Ворон: Сказали дружно птицы,

Птицы: А до суда держать его в темнице!

Ворон: Темницу (так пернатые решили)

Сова с летучей мышью сторожили.

Вот ночь пришла, и задремала стража,—

А утром обнаружилась пропажа:

Хоть широко сова глаза раскрыла,

Но вот грача нигде не видно было;

Летучая прислушивалась мышь —

Недвижная вокруг стояла тишь...

Доныне птичий род на бедных стражей злится,

И днем они в лесу боятся появиться.

Тем временем у птиц беда случилась,

Ведь у грача скворечники все были

А ведь без них никак нельзя –погибнут птицы

Их выручить бы смог лишь только грач

Но как найти его? Он так далек.

(Ворон грустный и поникший уходит)

(На сцене появляется сорока)

Сорока: (обращается к зрителям) Ребята, придется Вам искать грача. Я слышала, что грач обещал вернуться, если только Вы уговорите остальных птиц не обижаться больше на грача и не сажать его в темницу. Эти птицы должны будут ставить подписи на вот таких маршрутных листах и ставить Вам баллы за выполненные задания. Кто из ребят быстрее и лучше с этим справится и заработают больше баллов, получат достойные награды от меня. Я приглашаю на сцену по одному человеку от каждой команды. (На сцену выходят по одному человеку от каждой команды). Дело в том, что грач оставил в своей темнице послание, в котором зашифрованы 6 птиц, которые должны простить его. Я раздаю Вам это послание. Ваша задача сейчас расшифровать названия птиц, которых Вы затем сможете найти по стрелкам с их изображениями. Итак, ступайте с миром. Желаю удачи!

(Каждой команде дается проводник с маршрутным листом, который и ведет ребят по определенному маршруту)

На каждой станции маршрутного листа дети выполняют задания и ведущие станций (обучающиеся гимназии) выставляют в маршрутные листы баллы.

Вед.: Вот и подошел к концу наш праздник. Сегодня Вы спасли грача от темницы и мы очень надеемся, что каждый из Вас для себя открыл что –то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, младшие братья, и мы, как старшие, должны их беречь и охранять.

И давайте все вместе споем песни о птицах.

(Все поют песни о птицах).

Вам всем, ребята, мы говорим огромное спасибо, и до встречи.

 

  • Кейс (послание в конверте раздается каждой команде):

Текст послания

«Девочка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая –высоко, лучше для мелких птиЧЕК, А Над ней ветки дерева». (Ворона, сорока, щегол, сокол, чекан, сойка).

  • Задания:

Задание от вороны.

Ворона: (встречая первых ребят) Кар, кар, кар! Что Вам нужно? (Ребята просят простить грача)

Ворона: Я прощу грача только в том случае, если Вы разгадаете 3 загадки. Вы сможете их разгадать?

Загадки для I команды:

1)Я в любую непогоду

Уважаю очень воду,

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный, серый… (Гусь)

2)Всех я за день навещу,

Все, что знаю, растрещу. (Сорока)

3)Ночью зряча, днем слепа,

Мышей ловит, а не кот. (Сова)

Загадки для II команды:

1)В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боится:

Ку –ку… ку –ку, -

Не спит опушка,

А птицу эту звать…. (Кукушка)

2)Хвост серпом, голова с гребешком. (Петух)

3)Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать –дворец,

Прилетай скорей …. (Скворец)

Загадки для III команды:

1)На скале он строит дом,

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться. Два могучие крыла

У хозяина … (Орла)

2)В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (Дятел)

3)Зимой на ветках –яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (Снегири)

(Для следующих команд загадки повторяются.)

После того, как команда отгадала все 3 загадки, ворона ставит баллы в маршрутный лист. После вороны ребята возвращаются обратно и снова по стрелкам ищут вторую птицу.

Задание от сороки:

Сорока: Привет ребята! Вы просто в гости зашли или дело какое –нибудь ко мне есть. Чем смогу, помогу! (Ребята просят простить грача). Я поставлю подпись если только Вы угадаете мелодии песен о птицах. (На баяне аккомпаниатором исполняются мелодии, которые ребята отгадывают). После того, как команда спела, сорока ставит баллы в маршрутный лист. Ребята возвращаются обратно и снова по стрелкам ищут следующую птицу.

 Задание от щегла:

Щегол: Кто это там? Я тут отдыхаю, а они шумят видишь ли! Что Вам нужно? (Ребята просят отдать часть скворечника). Мне грач сказал, чтобы я отдал это только тому, кто сделает кормушку для птицы из коробки из –под молока или сока. Для изготовление кормушек от Вашей команды нужно 2 человека, а с остальными мы пока поиграем.(2 человека вырезают кормушку, а остальные играют. В команде выбирается ведущий (считалочкой) по сигналу ведущего: «Все оживает, день наступает» дети свободно бегают, изображая мышей, лягушек, насекомых. По сигналу: «Все замирает, ночь наступает» ведущий «вылетает» на охоту. Дети замирают, ведущий пытается развеселить или как–то расшевелить ребят, кто пошевелится, тот становится тоже ведущим. Снова звучит команда «Все оживает, день наступает» дети свободно бегают, изображая мышей, лягушек, насекомых. По сигналу: «Все замирает, ночь наступает» уже 2 ведущих «вылетают» на охоту. Дети замирают, -кто пошевелится, тот становится тоже ведущим и т.д.

После того, как конкурсанты правильно сделали кормушку, щегол отдает следующую часть от скворечника. (2 стенку). Щегол ставит баллы в маршрутный лист. Ребята возвращаются обратно и снова по стрелкам ищут следующую птицу.

Задание от сокола:

Сокол: Ой, ну и замучился уже я с этими вопросами. Ребята, а Вы мне не поможете?

Вопросы для I команды:

1)Какие птицы остаются на зимовку в нашем городе?

(Грачи, вороны, воробьи, синицы, галки, дятлы, пищухи, горлицы, сороки, голуби, сойки)

2)Зачем некоторые птицы глотают мелкие камешки (они играют роль жерновов при перетирании пищи в желудке)

3)Что страшнее птицам в зимнее время –голод или холод и почему?

(Голод, повышенный обмен веществ).

Вопросы для II команды:

1)Какие птицы являются перелетными?

(Стрижи, ласточки, трясогузки, иволги, кукушки, утки, гуси, лебеди, журавли, пеликаны, скворцы, соловьи, жаворонки и др.)

2)Какие птицы делают себе на зиму запасы? (Совы, сойки)

3)Когда температура тела воробья выше –зимой или летом и почему? (Всегда одинаковая, относятся к теплокровным животным).

Если команда не может ответить на какой –либо из вопросов, тогда сокол предлагает пока искать других птиц, а потом уже опять прийти к нему.

(Для следующих команд вопросы повторяются.)

После того, как команда ответила правильно на все вопросы, сокол ставит баллы в маршрутный лист. Ребята возвращаются обратно и снова по стрелкам ищут следующую птицу.

 Задание от чекана:

Чекан: Ой, как же скучно мне. Здравствуйте, ребята! Я так рад, что Вы пришли. Повеселите меня пожалуйста, а то скука заела.

Проверим Ваши команды на артистичность.

Нужно изобразить то, что написано на конверте, который Вы сами вытяните (ребята вытягивают один из 3-х конвертов).

1 конверт –танец маленьких утят

2 конверт –танец лебедят

3 конверт –весеннее «купание» воробьев.

После того, как команда продемонстрировала свое творчество, чекан ставит баллы в маршрутный лист. Ребята возвращаются обратно и снова по стрелкам ищут следующую птицу.

 Задание от сойки:

Сойка: Здравствуйте! Здравствуйте! С чем пришли, с чем пожаловали? (Ребята просят простить грача)

А, ну конечно же, но только правильно выполните мое задание, а перед этим давайте поиграем.

Сейчас я буду перечислять птиц, но если Вы услышите что –то другое, нужно хлопать в ладоши и топать ногами.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!

А теперь задание.

Все Вы конечно же, знаете, что существует очень много сказок и басен о птицах. Сейчас Вы должны угадать, что это за сказки, тогда я и отдам вам то, что Вы просите.

Вопросы для I команды:

1.Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей (Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

2.Чтобы их победить, пришлось попить киселя и поесть яблок (гуси-лебеди)

3.Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть с места средство передвижения (И.А. Крылов "Лебедь, рак и щука")

Вопросы для II команды:

1.Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя (А.С. Пушкин "Сказка о Золотом петушке")

2.Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости и хитрости рыжей плутовки (И.А. Крылов "Ворона и лисица")

3.Русская народная сказка о домашней птице, которая могла послужить неплохим источником дохода для бабки и дедки ("Курочка Ряба")

(Для следующих команд загадки повторяются.)

После того, как команда выполнила задание, сойка ставит баллы в маршрутный лист.

Вед.: Ребята, Вы сегодня познакомились со многими птицами, а давайте сделаем для них подарок. Я объявляю конкурс на лучший рисунок с изображениями птиц, с которыми Вы сегодня познакомились.

(Ведущий раздает каждой команде лист ватмана с мелками, пока ребята рисуют на ватманах, подсчитываются баллы, собранные командами за игру).

(Победители награждаются)


Презентация к уроку


Прочитано 286 раз Последнее изменение Воскресенье, 26 Апрель 2015 23:03

Медиа